Абессиния, она же сегодня Эфиопия – загадочная земля, которая всегда манила и манит путешественников.

Чужая и незнакомая? Или все же чем-то очень близкая нам, коль в этой стране есть памятник национальному эфиопскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину! И, право, если даже и улыбнешься – а иронично в кавычки не поставишь, ведь на мраморном постаменте памятника, что установлен в одном из центральных районов Аддис-Абебы высечено – «Нашему поэту».

Может быть, в будущем в Эфиопии появится и другой памятник – поэту серебряного века Николаю Гумилеву? Как знать! Ведь его путешествия в Африку были не развлечением романтически настроенного юноши. Это был трудный поиск самого себя, своего пути жизненного и творческого, что для поэта – одно и то же.

Николай Гумилев

Николай Гумилев родился в Кронштадте, в семье корабельного врача, в штормовую и свирепую ночь. Говорят, что тогда же, то ли нянька, то ли акушерка, предсказала младенцу такую же бурную жизнь. Пророчества сбылись.

Он не был красив, но был талантлив, амбициозен, честолюбив.

В своем предисловии к книге Н. Гумилева «Избранное» М., 1991, Иван Панкеев писал: «Почти все, кто станет потом, спустя годы, писать о Гумилеве-поэте, Гумилеве-путешественнике, Гумилеве-воине и Гумилеве-организаторе, будут отмечать такие черты характера, как твердость, надменность, очень уважительное отношение к самому себе; будут отмечать, что его многие любили. И уж никто не забудет описать его нескладную фигуру, в которой если что и привлекало, так это – руки с длинными музыкальными пальцами, его далекое от представлений о красоте лицо – толстые губы, косящие глаза, один из которых смотрел вбок, а другой – поверх собеседника; слишком удлиненный, как бы сжатый с боков, череп. Однако почти точно так же никто не задаст себе вопроса: как же взросла при всем этом столь сильная, яркая личность? Ведь в юности при подобной внешности недолго впасть в комплекс неполноценности, в угнетенность, озлобленность. Секрета нет: он делал себя, - и это достойно уважения, как любое значительное, многотрудное дело…»

Первую свою книгу он издал на деньги родителей в 1905 году, за год до окончания гимназии, она не случайно называлась «Путь конквистадоров».

 
«Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду».
 

Эпиграфом поэт выбрал слова Андре Жида «Я стал кочевником, чтобы сладострастно прикасаться ко всему, что кочует»!

За свою недлинную жизнь поэт побывал в Африке четыре раза: осенью 1908 года в Египте, Новый 1910 год встречал в Сомали (Республика Джибути), тогда же побывал и на восточной окраине Абиссинии. Затем, вернувшись в январе из странствий, уже в сентябре 1910 года предпринял полугодовое путешествие в саму Абиссинию.

Четвертое путешествие было самым впечатляющим, так как здесь Николай Гумилев, оставаясь поэтом, выступил и в роли ученого-этнографа.

Дело в том, что в апреле 1913 г. Санкт-Петербургский Музей антропологии и этнографии добился государственного финансирования экспедиции, для сбора экспонатов африканской коллекции.

Как ни странно, Гумилев, оказался для организаторов экспедиции, достойной кандидатурой. И не потому, что молодой человек (ему только что исполнилось 27 лет) был здоров, энергичен, страстно мечтал об этой поездке, но и потому, что конкурентов среди ученых у него в то время просто не было, ведь изучение этнографии этого региона, в России тогда только начиналось.

Отъезд Николая Гумилева был назначен на 7 апреля 1913 г.

Поэт – ученый имел задание собирать этнографические и зоологические коллекции, записывать песни, легенды, делать снимки.

Пароход «Тамбов» отчалил из порта Одесса, отправившись в Джибути, а затем и в древний эфиопский город Харэр (Харрар). Уже оттуда путь лежал на юго-запад страны. Николай Гумилев начал вести свои записи сразу же в начале пути, но издать впоследствии, эти ценные путевые заметки не удалось – в России начались бурные политические события. И вот – сенсация! В 1987 году рукопись нашлась! И сразу же была опубликована в журнале «Огонек», который в то время был одним из самых читаемых изданий, так как работал смело, и даже (как казалось людям с постсоветским мировоззрением – немного дерзко).

Новоявленный африканист-Николай Гумилев был интересен всем – и литераторам, и этнографам, и простым читателям – любителям.

Вот один из фрагментов: «…Я собирал этнографические коллекции, без стеснения останавливал прохожих, чтобы осмотреть надетые на них вещи, без спроса входил в дома и пересматривал утварь, терял голову, стараясь добиться сведений о назначении какого-нибудь предмета у не понимавших, к чему все это, харраритов. Надо мной насмехались, когда я покупал старую одежду, одна торговка прокляла, когда я вздумал ее сфотографировать, и некоторые отказывались продать мне то, что я просил, думая, что это нужно мне для колдовства….Эта охота за вещами увлекательна чрезвычайно: перед глазами мало-помалу встает картина жизни целого народа, и все растет нетерпенье увидеть ее больше и больше... В общем, я приобрел штук семьдесят чисто харраритских вещей, избегая покупать арабские или абиссинские».

А вот воспоминания Николая Гумилева о его встрече с молодым губернатором Харрара по имени Хайле Селассие, который по словам поэта, происходил из рода самого царя Соломона.

Прочитаем описание дома губернатора: «Большой двухэтажный деревянный дом с крашеной верандой, выходящей во внутренний довольно грязный двор; дом напоминал не очень хорошую дачу, где-нибудь в Парголове или Териоках. На дворе толклось десятка два ашкеров, державшихся очень развязно. Мы поднялись по лестнице и вошли в большую устланную коврами комнату, где вся мебель состояла из нескольких стульев и бархатного кресла. Губернатор поднялся нам навстречу и пожал нам руки. Он был одет в шамму, как все абиссинцы, но по его точеному лицу, окаймленному черной вьющейся бородкой, по большим полным достоинства газельим глазам и по всей манере держаться в нем сразу можно было угадать принца».

Далее Гумилев подробно рассказывает о встрече:

«К ногам Тэфэри был поставлен ящик вермута... Мы просили о разрешении сфотографировать его, и на это он тотчас же согласился. Ашкеры расстелили ковры прямо на дворе, и мы сняли губернатора в его парадной синей одежде. Затем была очередь за принцессой, его женой. Принцессу мы сняли с ее двумя девочками-служанками».

Сегодня эти ценные негативы хранятся в музее. Как сохранились эти стеклянные негативы – трудно понять! Столько катаклизмов произошло между нашим временем и той далекой порой, когда поэт—путешественник-этнограф-африканст (все титулы вполне заслуженные) отправился в свое замечательное путешествие в Абессинию.

За время экспедиционной работы, было пройдено 975 километров, так что сегодня помимо "Африканского дневника" и полевых записок, в Кунсткамере, в Санкт-Петербурге, хранится 103 предмета, собранные экспедицией Николая Гумилева, описи предметов, сделанные поэтом вполне профессионально, рисунки, 243 фотографии.

А еще, под впечатлением увиденного и прочувствованного в тех далеких поездках, были написаны стихи, много стихов, где образ далекой Африки, облекается в новое одеяние музыки стиха.

Абиссиния
 
Между берегом буйного Красного Моря
И Суданским таинственным лесом видна,
Разметавшись среди четырех плоскогорий,
С отдыхающей львицею схожа, страна.
Север - это болота без дна и без края,
Змеи черные подступы к ним стерегут,
Их сестер-лихорадок зловещая стая,
Желтолицая, здесь обрела свой приют.
А над ними насупились мрачные горы,
Вековая обитель разбоя, Тигрэ,
Где оскалены бездны, взъерошены боры
И вершины стоят в снеговом серебре.
В плодоносной Амхаре и сеют и косят,
Зебры любят мешаться в домашний табун,
И под вечер прохладные ветры разносят
Звуки песен гортанных и рокота струн.
Абиссинец поет, и рыдает багана,
Воскрешая минувшее, полное чар;
Было время, когда перед озером Тана
Королевской столицей взносился Гондар.
Под платанами спорил о Боге ученый,
Вдруг пленяя толпу благозвучным стихом,
Живописцы писали царя Соломона
Меж царицею Савской и ласковым львом.
Но, поверив Шоанской изысканной лести,
Из старинной отчизны поэтов и роз,
Мудрый слон Абиссинии, негус Негести,
В каменистую Шоа свой трон перенес.
В Шоа воины хитры, жестоки и грубы,
Курят трубки и пьют опьяняющий тэдж,
Любят слушать одни барабаны да трубы,
Мазать маслом ружье да оттачивать меч.
Харраритов, Галла, Сомали, Данакилей,
Людоедов и карликов в чаще лесов
Своему Менелику они покорили,
Устелили дворец его шкурами львов.
И, смотря на потоки у горных подножий,
На дубы и полдневных лучей торжество,
Европеец дивится, как странно похожи
Друг на друга народ и отчизна его.
Колдовская страна! Ты на дне котловины
Задыхаешься, льется огонь с высоты,
Над тобою разносится крик ястребиный,
Но в сиянье заметишь ли ястреба ты?
Пальмы, кактусы, в рост человеческий травы,
Слишком много здесь этой паленой травы...
Осторожнее! В ней притаились удавы,
Притаились пантеры и рыжие львы.
По обрывам и кручам дорогой тяжелой
Поднимись и нежданно увидишь вокруг
Сикоморы и розы, веселые села
И зеленый, народом пестреющий, луг.
Там колдун совершает привычное чудо,
Тут, покорна напеву, танцует змея,
Кто сто талеров взял за больного верблюда,
Сев на камень в тени, разбирает судья.
Поднимись еще выше! Какая прохлада!
Точно позднею осенью, пусты поля,
На рассвете ручьи замерзают, и стадо
Собирается кучей под кровлей жилья.
Павианы рычат средь кустов молочая,
Перепачкавшись в белом и липком соку,
Мчатся всадники, длинные копья бросая,
Из винтовок стреляя на полном скаку.
Выше только утесы, нагие стремнины,
Где кочуют ветра да ликуют орлы,
Человек не взбирался туда, и вершины
Под тропическим солнцем от снега белы.
И повсюду, вверху и внизу, караваны
Видят солнце и пьют неоглядный простор,
Уходя в до сих пор неизвестные страны
За слоновою костью и золотом гор.
Как любил я бродить по таким же дорогам
Видеть вечером звезды, как крупный горох,
Выбегать на холмы за козлом длиннорогим,
На ночлег зарываться в седеющий мох!
Есть музей этнографии в городе этом
Над широкой, как Нил, многоводной Невой,
В час, когда я устану быть только поэтом,
Ничего не найду я желанней его.
Я хожу туда трогать дикарские вещи,
Что когда-то я сам издалёка привез,
Чуять запах их странный, родной и зловещий,
Запах ладана, шерсти звериной и роз.
И я вижу, как знойное солнце пылает,
Леопард, изогнувшись, ползет на врага,
И как в хижине дымной меня поджидает
Для веселой охоты мой старый слуга.
 

Можно ли изучать творчество Николая Гумилева, который выступал в разных ипостасях, с разных сторон: Гумилев-поэт, Гумилев-этнограф? Конечно можно.

Даст ли это полное представление о его творческой личности? Конечно, нет! Ведь собирая научные данные он оставался именно поэтом и часто его стремительно написанные (в экспедиции не всегда было время на литературную обработку) дневниковые записи впоследствии отливались в поэтическую форму воспоминаний о сбывшемся.

Вот здесь вы найдете более подробный рассказ об африканской теме в поэзии Гумилева.