Слушая сердце Азии...

«От Брамапутры до Иртыша и от Желтой реки до Каспия, от Мукдена до Аравии – всюду грозные беспощадные волны песков. Как апофеоз безжизненности, застыл жестокий Такламакан, омертвив серединную часть Азии. В сыпучих песках теряется старая императорская китайская дорога. Из барханов торчат остовы бывшего когда-то леса.

 
 

Оглоданными скелетами распространились изгрызанные временем стены древних городов. Где проходили великие путники, народы переселений? Кое-где одиноко возвышаются керексуры, менгиры, кромлехи и ряды камней, молчаливо хранящих ушедшие культы. Конечности Азии бьются вместе с океанскими волнами в гигантской борьбе. Но живо ли сердце?»

Эти слова из путевого дневника Николая Константиновича Рериха можно было бы обозначить как цель его экспедиции, предпринятой в 1923 году и продолжавшейся пять лет. Бьется ли сердце Азии, земли великой и загадочной! Достаточно напомнить, что Центрально-Азиатская экспедиция Рериха прошла 25 тысяч километров по труднейшим маршрутам!

Как это было, как проходили экспедиционные работы – читаем в его дневниковых записях, которые были изданы в 1929 году, а затем переиздавались.

 
 

«Основной маршрут экспедиции выразился в следующем обширном круге по серединной части Азии.

Дарджилинг, монастыри Сиккима, Бенарес, Сарнат, Северный Пенджаб, Равалпинди, Кашмир, Ладак, Каракорум, Хотан, Яркенд, Кашгар, Аксу, Кучар, Карашар, Токсун, Турфанские области, Урумчи, Тянь-Шань, Козеунь, Зайсан, Иртыш, Новониколаевск, Бийск, Алтай, Ойротия, Верхнеудинск, Бурятия, Троицкосавск, Алтын-Булак, Урга, Юм-Бейсе, Анси-Джау, Шибочен, Наньшань, Шарагольчи, Цайдам, Нейджи, хребет Марко Поло, Кокушили, Дунгбуре, Нагчу, Шендза-Дзонг, Сага-Дзонг, Тингри-Дзонг, Шекар-Дзонг, Кампа-Дзонг, Сепола, Ганток, Дарджилинг.

Следуя по горным перевалам перейденным, мы получаем следующий лист 35 перевалов, от 14000 до 21000 футов».

Николай Рерих – художник, общественный деятель, археолог, ученый, философ, педагог и, конечно же, путешественник, прожил очень яркую, полную незабываемых событий жизнь. Об этой жизни написано немало, как и о знаменитом экспедиционном путешествии семьи Рерихов (в экспедиции принимал участие не только его старший сын Юрий, но и жена Елена Ивановна Рерих). Однако нет ничего более интересного, как знакомиться с первоисточниками – дневниковыми записями самого Николая Рериха, с зарисовками, сделанными рукою опытного рисовальщика.

Музей в Изваре
 
Музей в Изваре
 

Иногда впечатляет образность, с которой истинный художник рассказывает об увиденном.

«Нигде на земле настолько не выражены два совершенно отдельных мира, мир земной с богатой растительностью, с блестящими бабочками, фазанами, леопардами, енотами, обезьянами, змеями и всей неисчислимой животностью, которая населяет вечнозеленые джунгли Сиккима. А за облаками в неожиданной вышине сияет снежная страна, не имеющая ничего общего с кишащим муравейником джунглей. И этот вечно волнующий океан облаков и непередаваемых разнообразий туманов!»

 
 

Иногда поражает сдержанность, с которой художник-путешественник-ученый рассказывает об испытаниях, выпавших на долю экспедиции.

«Среди особенностей снежных перевалов мы подвергались так называемой снежной слепоте. Трое испытало в разных степенях. Калмык Кедуб, тибетец Кончок и я. Вся неприятность длилась от пяти до шести дней с разными последствиями… Мы имели еще три неприятности в караване, а именно: явления сердечные, от которых погибло трое, и явление простудное, унесшее двоих. Кроме того, несколько людей в караване страдало от цинги».

Кажется, что несколько месяцев пребывания экспедиции в снежном плену, на морозе, на плато Чантанг (по словам очевидцев, замерзал даже коньяк), когда путешественники голодали, ибо тибетские власти не разрешали местным жителям продавать путникам еду, могли бы быть описаны более эмоционально. Но истинный героизм и самоотверженность участников экспедиции, выражается и сдержанностью повествования.

Для чего было предпринято столь интересное, но столь опасное и длительное путешествие!

По следам путешествия, в 1928 году Н.К. Рерих и его старший сын, ученый-востоковед Юрий Николаевич основали институт гималайских исследований Урусвати, однако, результаты экспедиции, а скорее нескольких экспедиций, проходивших в этот период были намного шире и значительнее.

«Вся область Гималаев представляет исключительное поле для научных исследований. Нигде в мире не могут быть собраны воедино такие разнообразные условия. Высочайшие вершины до 30000 футов, озера на 15000-16000 футах; глубокие долины с гейзерами и прочими минеральными горячими и холодными источниками; самая неожиданная растительность – все это служит залогом новых научных нахождений чрезвычайной важности».

Конечно, для многих почитателей таланта Н. Рериха – он в первую очередь великий художник. Говоря, о задачах экспедиции, Николай Константинович также делает акцент на возможностях реализации своего художественного дарования. В экспедиционном дневнике, на первой же странице он отмечает: «Конечно, мое главное устремление как художника, было к художественной работе. Трудно представить, когда удастся мне воплотить все художественные заметки и впечатления – так щедры эти дары Азии».

Из 7000 живописных работ, принадлежащих Николаю Рериху, многие были навеяны незабываемыми азиатскими впечатлениями. Однако была и обратная связь. Именно средства от продажи картин, от работ по оформлению театральных постановок (в том числе и Дягилева), публикаций критических статей, и пр. были основанием для материального обеспечения азиатской экспедиции.

Кроме того, Рерих пишет, что кроме художественных задач, экспедиция была призвана ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов.

Такая задача была особенно близка Николаю Рериху.

Его детство прошло в усадьбе Извара (там сейчас музей).

Усадьба-музей в Изваре

Близость к природе, древние курганы, – все это создавали, как писал Рерих «особый склад жизни».

Будучи совсем юным гимназистом, летом, на каникулах, Николай Рерих начинает участвовать в археологических раскопках под руководством знаменитого ученого Л.К. Ивановского, и первые свои находки отдает в гимназию.

Впоследствии Николай Рерих избирается членом и сотрудником Императорского русского археологического общества и занимается археологией как профессионал.

Рерих любил вспоминать об этих первых опытах соприкосновения с древностями, а через них и со Временем, и с культурой.

«Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка и прикасание, именно к предмету большой древности».– Писал он в статье «Полвека».

Путешествуя в 1903 году по древнерусским городам, он в статье «По старине» с болью пишет «Минувшим летом мне довелось увидать много нашей настоящей старины и мало любви вокруг неё».

Понимание того, что культурные ценности нужно защищать не покидала Рериха в течение всей жизни и нашла воплощение в «Пакте Рериха», который известен также как «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». Подписанный в Вашингтоне 15 апреля 1935 года, он также получил название «Washington Pact» и был первым международным договором о защите культурного наследия.

Будучи «гражданином мира», Рерих всегда оставался русским человеком, воплощающим историческую миссию России – своей родины, а именно, связать, соединить Восток и Запад.

 
 

«Мы должны брать вещи так, как они есть. Без условной сентиментальности мы должны приветствовать свет и справедливо разоблачать вредную тьму. Мы должны внимательно различать предрассудок и суеверие от скрытых символов древнего знания. Будем приветствовать все стремления к творчеству и созиданию, и оплакивать варварское разрушение ценностей природы и духа».

Кажется, что эти слова Николай Константинович Рерих написал сегодня!

Более подробно о Центрально-Азиатской экспедиции можно прочитать здесь.