Гала – женщина загадка. Поль Элюар называл ее «сестрой, подругой, возлюбленной и тайной». Савадор Дали писал «Гала стала солью моей жизни, моим маяком, моим двойником, она – это я».

Кто она эта Муза великих своих современников, которые готовы были ей поклоняться! Впрочем, эта женщина-загадка умела зачеркивать прошлое. Встретившись с Дали, она словно начала свою жизнь с чистого листа: ничего до Сальвадора у нее не было!

Она пробуждала его вдохновение, она давала ему силы и он писал:

«Спасибо, Гала! Это благодаря тебе я стал художником. Если бы не ты, я бы никогда не поверил в свое дарование. Дай мне руку! Я действительно люблю тебя все больше и больше».

Сальвадор Дали
 
Гала
 

Когда 23 сентября 2010 года я бродила по Готическому кварталу в Барселоне, меньше всего вспоминая о тесных улочках Казани, по которым когда-то мы шли с другом, прирожденным краеведом, Ренатом Бикбулатовым, мое внимание привлекла табличка, свидетельствующая о том, что здесь находится Музей Сальвадора Дали.

Я вошла в прохладный холл, купила билет у подоспевшей мне навстречу молодой испанки и вошла внутрь.

Экспозиция была великолепная: рисунки, художественное стекло, скульптура, инсталляции…

Я одиноко бродила по залам, совсем по домашнему раздвигая бархатные портьеры, и, таким образом оказываясь в новых пространственных сферах фантазий Мастера, которые в тот день и час только для меня подсвечивались в полумраке.

Дали. Колумб

Мне казалось, что я фотографировала, снимала на кинокамеру…

Помню, долгое время задавалась вопросом – почему в музей Пикассо стояла огромная очередь, а по музею Дали я ходила так одиноко. Лишь в конце, когда мне пришла мысль о том, что неплохо бы и сфотографироваться в этом музее – появилась женщина.

Быстро определив, что мы обе русские и представившись: Петербург! Москва! – мы запечатлели друг друга – я ее на фото – она меня на кинокамеру, после чего женщина растаяла в полумраке.

Два года я не обращалась к этому материалу и вот решив сделать очерк для своего сайта о Гала, вдруг обнаружила, что у меня оказывается нет ни одной фотографии, словно я и не снимала, а главное! В Интернете я не смогла найти сведений об этом музее…

В Каталонском городе Фигересе, на родине художника – да! В Париже – несомненно!

В Барселоне? Никто не может сказать ничего определенного…

Где же я была тем незабываемым сентябрьским днем? Адрес: C/Arcs, 5 Barrio Gotico 08002, Barcelona. Даже телефон есть: +34 93 318 1774.

А вот музея… нет?

Перевод с испанского той организации, что явилась, как я понимала, устроителем музея или выставки Real Circulo Artistico переводчик on-line выдавал в духе мистификаций Дали: Реальный круг СССР!!! Ну причем тут СССР, если artistico – это художественный, артистический…

Так всегда, когда дело касается Дали или Гала. Испанские кинематографисты, что приезжали в 2003 году в Казань, не смогли найти нужных материалов. Вот тогда, мой друг, заинтересовавшись казанской историей Музы Дали, провел свое расследование и… обнаружил одни лишь тайны.

Материал был опубликован 2 июля 2006 года в журнале «Идель» и я вспомнила о нем, как только вступила на территорию музея в Барселоне.

Имя Гала – Елена Дьяконова, придумала себе сама. Она вообще довольно вольно обращалась со своим именем. Ее родной отец Иван Дьяконов умер в 1905 году, когда девочке было всего 11 лет, но она взяла отчество отчима – Дмитрия Гомберга, которого обожала. Ходили слухи, что он и был ее родным отцом. Но мало ли что говорят…

Ренат, по его словам, просмотрел горы старых документов, работая в архивах, и обнаружил, что в метрических книгах казанских церквей за 1894 год не оказалось записей о рождении Елены Дьяконовой. В документах казанских гимназий и школ нет сведений о том, что в какой-либо из них с 1894 по 1905 годы обучались сама Елена или ее два старших брата. Дом на Грузинской улице (ныне ул. К. Маркса 55/29), где, по мнению многих биографов, девочка якобы родилась, принадлежал коллежскому советнику Ивану Александровичу Котелову, который только и жил в этом доме со своей семьей.

Кстати, считается, что Иван Дьяконов был чиновником в министерстве сельского хозяйства, хотя архивные данные говорят о том, что такого министерства в Казани в ту пору просто не было.

Почему Елена Дьяконова скрывала свое прошлое, которое словно бы старалась забыть или зачеркнуть, почему скрывала настоящее место своего рождения, почему выбрала мнимым (или все же реальным) местом рождения именно Казань – неизвестно.

Книга Доменика Бона, что была переведена на русский язык в 1997 году полна противоречивых и как оказывается не вполне достоверных фактов.

Такая недостоверность очевидно возникала оттого, что биографы Гала что-то записывали и с ее слов, а она создавала из своего прошлого лишь мистификацию, увлекая своего Сальвадора в иное время и иное пространство.

Гала уехала из России задолго до революции, взяв из старой жизни лишь иконы и несколько книг.

Она несомненно была неординарной женщиной, о которой Дали писал с восторгом страстного испанца: « мировую славу я завоевал только с помощью Бога,… и повседневного героического самоотречения необыкновенной женщины – моей жены Гала».

Я ходила по музею Сальвадора Дали в Барселоне – свидетельством тому – мой видеоклип, который я все же «слепила» вчера из оставшихся коротких кадров, и удивлялась, почему по такому музею я хожу в одиночестве!

Посмотрите, друзья!

А еще подумалось: может быть, это был подарок из мира, что за пределами времени, тех часов Дали, что утекают и утекают, оставляя нам загадки и вопросы.

Где же я все-таки побывала тем незабываемым сентябрьским днем 2010 года, блуждая по узким улочкам Барселоны!

В любом случае, в этой истории, что растянулась для меня на несколько лет, больше вопросов, нежели ответов, и еще есть ощущение подарка. Помните рассказ Константина Паустовского «Карзина с еловыми шишками», когда маленькая девочка Дагни получила от случайно встреченного в лесу композитора Эдварда Грига, через много лет, в день своего совершеннолетия музыкальный подарок.

Вот и я, словно осуществив невидимую связь между Казанью – родиной моих предков, и Барселоной, получила в подарок целый музей Сальвадора Дали, который в тот день и час был открыт лишь для меня одной. Почему то я поняла это только сейчас, когда стала делать материал о загадочной моей тезке, о Елене, о таинственной Музе Гала…

Загадки Времени, загадки бытия. Мое путешествие в пространстве, удивительным образом пересеклось и с необъяснимым путешествием во времени.