ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЕЕ МИССИОНЕРСТВА В ИНТЕРНЕТЕ
Современное научное сознание воспринимает социальные институты как систему, управляющую социальным взаимодействием. Институциональная социология, как важное направление, оформившееся в современной социологии, всесторонне рассматривает динамику социальных институтов в их исторической актуализации.
Изучение Православной Церкви как социального института не является традиционным для социологии, которая долгое время обнаруживала себя в ряду сугубо секулярных наук. Однако реалии требуют обогащения современного научного знания христианской парадигмой.
Если секулярная социология еще не прожила и двухсот лет, то ее основание, коренящееся в социальном мышлении, восходит к древнейшим временам. Библия как Книга книг содержит в себе ростки и антропологии, и социологии, и всех других логосов.
Таким образом, возможность, а скорее необходимость интерпретации социологии христианским мировоззрением наиболее актуальна в свете новых социальных условий.
Примечательно, что на эти изменения в первую очередь откликнулась сама Православная Церковь. Так Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, состоявшемся 13–16 августа 2000 г. в Москве был принят беспрецедентный документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», где излагалась официальная позиция Церкви по фундаментальным богословским и церковно-социальным вопросам, отражалась официальная позиция Московского Патриархата в вопросах взаимоотношений Церкви с обществом и государством.
Наше современное общество характеризуется как информационное, что связано с новыми невиданными возможностями производства, переработки и распространения информации, и, следовательно, ее влиянием на все социальные процессы, во многих из которых участвует и Церковь.
Так выступая на традиционных XVI международных Рождественских образовательных чтениях соучредитель проекта Православные.Ру В.Е. Климентьев в докладе, посвященном «социальносетевым услугам «Веб-сервисы социальных сетей на службе Церкви» справедливо отмечает, что сегодня «необходимо понимать Интернет и уметь действовать в этой виртуальной «неизвестной земле», потому что ее, эту землю, нельзя оставлять без присмотра».[1] Он же выявил два, по его мнению, главных направления использования социальных сетей: миссионерство и внутрицерковное общение.
Сегодня, когда новые информационные технологии бурно развиваются, одним из достижений коммуникационных возможностей Интернета стало появление «второй версии веб» и соответственно явления социальной сети.
На примерах соцсетей: ВКонтакте.Ру и МойКруг.ру. В.Е. Климентьев рассматривает процесс подобной коммуникации: «Чтобы воспользоваться услугами веб-сервиса надо зарегистрировать личный аккаунт (это учетная запись, где хранится персональная информация пользователя для входа на сайт). После регистрации/авторизации каждому пользователю системы доступна персональная страничка, на которой он может внести информацию о себе – что-то наподобие анкеты. Далее, происходит следующее: заполнив анкету, мы видим, что вся введенная нами информация существует не в виде текста, а виде ссылки. И если кликнуть по ссылке, то система покажет список всех пользователей, у которых в анкете тоже записано это же слово. Все, проще некуда. Чем бы ни стали в будущем эти сайты, автоматизированная база данных анкет – это основа любой социальной сети. То есть сайт социальной сети сделан так, что любому человеку очень легко найти другого человека, а в нашем случае, например, священника. И наоборот, очень легко самому миссионеру принять участие в каком-либо тематическом обсуждении».[1]
В этой связи хотелось бы обратить внимание на ту проблему, которая постоянно должна быть в поле зрения всех, кто связан с Православным Рунетом.
Как известно, Церковь – это не любое общение, но общение живое литургическое. Русское слово «церковь» происходит от греческого слова «цириакон», что означает «дом Божий». На греческом языке слово церковь означает «созвание», на еврейском – «собрание», то есть означает не только место, для собрания верующих, но и общество людей, которые собираются для отправления общественного Богослужения, для молитвы, жертвоприношений, наставлений в Законе Божьем. Церковь – это сообщество тех, кто идет за Христом.
Известно определение Церкви как народа Божьего, и не случайно, апостол Павел сравнивал Церковь с живым организмом.
Как определяет Полный православный богословский энциклопедический словарь, Церковь – это от Бога установленное общество верующих во Христа, соединенное Словом Божиим, священноначалием и таинствами, под невидимым управлением самого Господа. Из этого понятия видно, что в Церкви Христовой, как во всяком человеческом обществе, различаются невидимый дух и видимое тело.[2]
Это «видимое тело» – общество верующих сегодня включено в современное общество, характеризуемое как информационное. Подобная взаимосвязь актуализирует необходимость изучения Церкви как социального института, но только при условии глубокого понимания гармонического единства «тела и духа».
В то же время обращает внимание тот факт, что информационная среда Интернета не только ограничивает степень участия Церкви в этой системе лишь ее «земным телом», но и способна виртуализировать его, создать иллюзию «внемирности», не приобщаясь через таинства к внемирности истинной. Уже возникли компьютерные игры, имитирующие, например, таинство исповеди, когда пользователь (но уж никак не исповедник) может «сдать» свои грехи по электронному каналу и даже получить экранное свидетельство «об отпущении». Можно зайти в виртуальную церковь, совершить там определенные действия.
Пока эти опыты касаются не Православной Церкви, но есть опасная тенденция укоренения у молодежи, формирующейся в условиях новой экранной культуры «бесцерковного христианства», которое было во все времена, но которое в связи с новыми техническими возможностями приобрело новую опасность виртуализации.
Случается, что даже среди людей, посещающих Церковь, есть такие, которые отождествляют истинную сущность Церкви только с внешними ритуалами. Если же такое духовное оскудение приложить к новой возможности «исполнить ритуал», не выходя из дома и не слишком обременяя себя трудностями посещения церковной службы, возникает потенциальная общность людей, готовых принять условия компьютерных игр. Вспоминается заблуждение Эмиля Дюркгейма, наблюдавшего над тотемической системой аборигенов и сделавшего вывод о том, что религия является таким сакральным ритуалом, где Бог может и не присутствовать. Сегодня подобное заблуждение находит опасное воплощение в новых компьютерных интерактивных играх, отражающих развитие электронного неоязычества.
Активизация миссионерской функции – важная задача православного Интерента, но важно помнить, что результаты миссионерской деятельности на сайтах, окажутся бесплодными, если они не приведут к воцерковлению тех, среди кого ведется миссионерская проповедь. Мы знаем, что порою одно посещение живой Церкви может перевернуть всю жизнь человека, укрепить благодатной силой в вере.
Интернет дает людям невиданные возможности быть осведомленными в делах Церковной православной жизни. Анализ содержания сайтов и новые технические возможности, отражающие степень их посещения пользователями, дает хорошую основу для социологического исследования информационной потребности людей, как правило, образованных (ведь они способны работать с компьютером), стремящихся к Православию и желающих расширить знания в этой области.
Однако осведомленность не есть «разумение», и приращение к Церковному древу возможно лишь внутри самой Церкви, при живом литургическом общении.
Таким образом, важной задачей православного Интернета должно стать не только поощрение миссионерских проектов, посвященных воцерковлению интересующейся Православием молодежи средствами Интернета, но проектов, учитывающих виртуализацию жизни современного информационного общества, а значит, и опасность отпадения этой молодежи от живой жизни Церкви, если «воцерковление» окажется только виртуальным.