ИЗУЧЕНИЕ «КОНЦЕПЦИИ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» В КУРСЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Целевое назначение учебного курса религиоведения заключается не только в том, чтобы дать студентам всестороннюю информацию о сущности религии, но и прокомментировать особенности ее существования в современном мире.

Русская Православная Церковь (РПЦ) – это религиозная организация, одним из важных целедостижений которой является миссионерская деятельность.

Концепция миссионерской деятельности РПЦ, принятая Священным Синодом 27.03.2007 года стала важным демократическим документом, свидетельствующим о динамичной социальной деятельности РПЦ. Содержание документа состоит из преамбулы, разделов, посвященных особенностям современного миссионерского поля РПЦ, методологии православной миссии, практики миссионерского служения и заключения. Второй и третий разделы делятся также на подразделы, отличающиеся детальной проработкой вопросов специфики миссионерского служения, содержащие характеристики тех, среди кого должно вестись проповедание.

В Концепции отсутствует привычное понятие «канонической территории», вместо него вводится более смягченное «территория пастырской ответственности», что представляется принципиальным.

Концепция отвергает какой-либо национализм и видит задачу миссии в том, чтобы «приближаться к миру, освящать и обновлять его, вкладывать новое содержание в привычный образ жизни, принимать местные культуры и способы их выражения, не противоречащие христианской вере, преобразуя их в средства спасения» [1].

Концепция основывается на материалах Поместного Собора 1917–1918 годов, Архиерейских соборов 1994, 1997, 2000, 2004 годов, докладов Патриарха Алексия II, на основные положения по вопросам миссионерства «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», «Концепции возрождения миссионерской деятельности русской Православной Церкви» 1995 года, на постановления и документы Всецерковных миссионерских съездов, прошедших до 1917 года и в период 1996–2002 гг., при этом, только в Концепции 2007 года, социальная работа обозначается как важная часть миссии.

В документе тщательно прописываются и уточняются понятия «епархиальный миссионер», «синодальный миссионер», «миссионерский стан», «миссионерский приход», «миссионерское поручение», «миссионерская ответственность» и др.

Большое значение имеет четкое определение прозелитизма, под которым предлагается подразумевать «любую прямую или косвенную попытку воздействия на религиозность человека другого вероисповедания с целью склонения к вероотступничеству через какую-либо «приманку», путем обмана или утаивания правды, использования неопытности и незнания личности, нужды и т.п. Прозелитизм отличается от миссионерства нарушением духовно-нравственных законов и норм, в том числе, свободы человеческой воли»[1].

Концепция отмечает малоэффективный результат от использования литературы, образовательных программ созданных в дореволюционную эпоху.

Документ содержателен, динамичен и своевременен, он констатирует те особенности, которые появились в нашем обществе, предлагая конструктивные ответы Церкви в ее миссионерской деятельности, отчетливо представляя и формулируя важные вызовы современности. Изучение Концепции в курсе религиоведения, дает хорошее представление о положительных тенденциях формирования гражданского общества в нашей стране.

Примечания
1. http://www.pokrov-forum.ru/txt_rpcMp/konc_misssia/index.php?print=Y (проверено 5.04.2008)