Университетская набережная

Можно ли представить себе Петербург без знаменитых Сфинксов, что установлены на гранитных выступах набережной Невы рядом с Академией Художеств!

Если смотреть на Академию с противоположного берега, то, кажется, будто Сфинксы, «Глаза в глаза, вперив, безмолвны», как сказал поэт В. Брюсов, выполняют роль театральных кулис, акцентирующих красоту и монументальность фасада здания Академии.

Сегодня рядом с древними гигантами кипит туристическая жизнь, но может быть этот обыденный штрих также заставит задуматься о взаимоотношении Вечного и суетного, утекающего в Лету.

Память не стареет, и потревожить ее бывает очень важно для того, чтобы понять себя, других людей и весь современный мир в моментальной сиюминутности.

Кто сегодня, из фотографирующихся у Сфинксов вспоминает Андрея Николаевича Муравьева! А ведь если бы не этот замечательный писатель и историк Церкви, поэт, камергер российского императорского двора, почётный член Императорской Академии наук, паломник и путешественник, мы вряд ли мы могли бы радоваться тому, как логично, изящно, достойно, эти каменные гиганты из древних Фив, вписываются в пространство Университетской набережной.

О личности Муравьева можно рассказывать много. Вот лишь некоторые штрихи к портрету этого замечательного человека:

А.Н. Муравьев

Андрей Николаевич Муравьёв (1806-1874) состоял на военной службе, и после успешной сдачи экзаменов в Московском университете был в 1828 году определён в ведомство Коллегии иностранных дел. Он всегда много путешествовал, но результатами его поездок были не только личные впечатления, но добрые и очень важные дела, которые вехами отмечали его пути.

Так при его попечительстве, келья афонского Ватопедского монастыря (близ Кареи), где когда-то жил Вселенскоий Патриарх Афанасий Пателларияй в 1849 году была преобразована в самоуправляющийся скит с русскими насельниками; а в 1867 году там же был заложен собор во имя Андрея Первозванного (освящён в 1900 году).

Следует заметить, что А.Н. Муревьев является автором канонизированного Акафиста св. Андрею Первозванному.

Посетив в 1850 году бывший монастырь Новый Сион в Мирах (селение Демре округа Каш в Анатолийской Турции), где до 1087 года покоились мощи святителя Николая Чудотворца, и, увидев его полное запустение, он организовал работы по восстановлению храма и возможному устройству там русского монастыря.

Этот ряд воспоминаний о памятных делах путешественника можно было бы продолжать, однако, нас сейчас интересует лишь одна его поездка, та, что состоялась в 1929 году и которая непосредственно связана с историей Сфинксов,

Изучая Египет и другие страны, описанные в Библии, А.Н. Муравьев отправился тогда в Иерусалим, но поскольку в Константинополе не оказалось корабля, который бы следовал в Сирию, Андрей Николаевич решил сделать крюк и проехать через Египет.

Кстати, когда путешественник вернулся из своих паломнических странствий, он написал замечательную книгу «Путешествие ко святым местам», которая не только обогатила поэтику духовной литературы, но и стала первой ласточкой в жанре церковной беллетристики, рассчитанной на широкого читателя.

Между тем Сфинксы жили своей жизнью…

Сфинксы на Университетской набережной

В XV веке до н.э. в Египте правил фараон Аменхотеп III. Как и его предшественники, согласно традициям и религиозным верованиям, он еще при жизни начал заботиться о строительстве своего заупокойного храма, на окраине города Фивы.

Два сфинкса имеют, как и полагалось портретное сходство с Аменхотепом III, хотя были соблюдены все каноны: левая половина лица была зеркальным отражением правой, губы плотно сжаты, голова поставлена прямо, а взгляд словно озирал далекое, невидимое простому смертному, будущее.

И хотя пословица гласит: «все на свете боится времени, но время боится пирамид», в песках пустыни, постепенно нашли покой все величественные сооружения Фив, включая Сфинксов.

Когда в Европе началась мода на древности, и в частности на египетские древности, возник спрос на реликвии, начались раскопки, не только научного характера, но и коммерческого.

Так грек с острова Лемнос Джованни Атанази, начал работы на окраине Фив и очень скоро его рабочие обнаружили в земле, двух сфинксов, великолепно сохранившихся.

Работы оказались очень затратными и Атанази, понимая, что ему не под силу транспортировать столь монументальные находки, решил продать их тут же на месте. Благо – покупатель нашелся: им стал английский консул в Египте мистер Солт.

Однако скоро и Солт понял, что монументы не принесут денежной прибыли и тоже решил их как можно скорее продать.

В это время сфинксов, уже погруженных на баржу, увидел с палубы своего корабля, идущего в Александрию, Андрей Николаевич Муравьев.

Далее история сфинксов, символизирующих вечность, плавно перетекает в историю бессмертной российской бюрократии.

Муравьев начинает вести с Солтом переговоры о покупке сфинксов для России и пишет записку с подробным описанием сфинксов, своему знакомому графу Рибопьеру (Посланнику в Турции).

Не желая брать на себя ответственность за дорогостоящую покупку, граф пересылает письмо Муравьева в Петербург, где оно попадает в министерство иностранных дел. Министерство, состоящее из чиновников, также не берет на себя ответственность и спустя время, отправляет письмо на рассмотрение самого царя, который, подумав, решает, что принимать решение все же должны компетентные люди и отправляет письмо в Академию Художеств, которую в то время возглавлял А.Н. Оленин.

Совет Академии, под председательством Оленина рассмотрел запрос царя: «полезно ли будет сие приобретение», и ответил утвердительно – «приобретение полезно».

Сфинксы на Университетской набережной

Однако пока писари готовили текст для Николая I, тот отправился в Пруссию, так что далее письмо некоторое время, путешествовало за царем, но постоянно опаздывало к адресату – он отбывал в новые места. Наконец, Николай I все же получил академический вердикт, где-то в Подольской губернии, и отправил письмо графу Рибопьеру с разрешением о покупке. Но когда письмо царя достигло Константинополя, а затем и пришло в Александрию к Солту, сфинксы уже купил король Карл X.

Однако, отправить гигантов было непросто и пока решали вопрос о их транспортировке, во Франции случилась революция и Солт заметно сбавив цену, уже с радостью продал сфинксов Муравьеву.

Парусник «Буэна Сперанца» был специально подготовлен для транспортировки (правда один из сфинксов упал, вновь был поднят, так что повреждение от этого падения мы можем видеть и сегодня).

Итак, «Буэна Сперанца» отправилась через Гибралтар, минуя Испанию, Францию, Германию, прямо в Санкт-Петербург и вскоре (через год) достигла цели.

Сегодня мы можем прочитать на мемориальной табличке: «Сфинкс из Древних Фив в Египте перевезен в град святого Петра в 1832 году».

Сфинксов выгрузили и поставили во внутреннем дворике Академии, потому что нужно было решить – что с этими сфинксами делать дальше, а что делать – не знал никто.

Двор Академии Художеств
 
Двор Академии Художеств
 

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В это время ректор архитектурного отделения академии К.А. Тон уже работал над проектом гранитной набережной у Акадении Художеств. Ведь для осуществления учебного и творческого процесса в Академию нужно было доставлять различные материалы: гранит, глину, другие материалы, и наиболее удобным способом доставки – была доставка по воде.

Сфинксы на Университетской набережной

По сторонам гранитной лестницы, которая спускалась к воде, должны были стоять, по замыслу Тона, две конные статуи, стоимость которых оказалась слишком высокой (500 тысяч рублей).

Проект оказался на грани срыва, но тут кто-то счастливо вспомнил о сфинксах, бесславно «отдыхающих», во дворе Академии. Когда сфинксов водрузили на гранитные постаменты, всем показалось, что никакое другое решение, просто невозможно. Сфинксы, словно были созданы для этого исторического места, они слились с ним благозвучно и гармонично.

Да, можно ли представить себе Петербург без знаменитых Сфинксов, что установлены на гранитных выступах набережной Невы рядом с Академией Художеств!

Если смотреть на Академию с противоположного берега, то, кажется, будто Сфинксы, выполняют роль театральных кулис, акцентирующих красоту и монументальность фасада здания Академии.

Однако есть и другие сфинксы, которые сооружены по проекту Михаила Шемякина и которые, несомненно «разговаривают» со своими древними собратьями. Художник расположил своих сфинксов по диагонали на другом берегу Невы, напротив Крестов – страшного места, где когда-то содержались жертвы политических репрессий.

Как известно Сфинксы – аллегория Вечности, над которой не властно Время… Что символизируют новые Сфинксы, неужели вечное Зло?

Сфинксы Михаила Шемякина

Сфинксы Михаила Шемякина

Сфинксы Михаила Шемякина

Нет! Но они заставляют задуматься об этой опасности. Заглянуть в себя и задать вопросы, а может быть и попытаться ответить на них и «перед лицом истории», и на фоне обыденности, которая в каждое новое мгновение также становится историей. Но это уже тема для другого разговора.

Нева